Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Активно обсуждаемая в наши дни тема цифровой трансформации является предметом обсуждения в деловых кругах. Считается, что компании, не следующие за новейшими технологическими направлениями, лишены будущего. Тем не менее, до сих пор не все понимают, что же подразумевается под данной темой, и какие определения наиболее точно описывают ее суть. В данной статье мы постараемся прояснить эту актуальнейшую тему: расскажем, что представляет из себя цифровая трансформация, для чего она нужна, какие преимущества получает предприятие в процессе ее осуществления и какие технологии используются в процессе диджитализации бизнес-процессов.
Суть цифровой трансформации
Многие считают, что цифровизация – это лишь внедрение информационных технологий в деловые процессы. Однако, это не совсем верно, поскольку цифровая трансформация не сводится только к использованию ИТ-систем, хотя они и являются неотъемлемой частью этого процесса.
Концепция цифровой трансформации не случайно основана на термине "трансформация". Речь идет о полном изменении бизнес-моделей, таких как стратегия развития, цели и принципы, продукты и услуги, подход к взаимодействию с клиентами, а также структура и корпоративная культура компании. Это означает, что в новое время необходимо произвести коренное преобразование всего бизнеса, перевести его на цифровые рельсы. Для этого широко используются платформенные решения, которые контролируют работу цифровой экосистемы, осуществляющей интеграцию сервисов предприятия и обеспечивающей комплексное изменение всех внутренних процессов.
Но следует отметить, что цифровая трансформация является актуальной не только для коммерческих структур. Она также востребована в государственном секторе, включая медицину и здравоохранение, образование, культуру и другие отрасли деятельности, так как она может существенно повысить эффективность этих областей. В национальном масштабе понятие цифровой трансформации существует как одна из приоритетных национальных целей развития России до 2030 года, что было отражено в Указе Президента от 21 июля 2020 года.
Цифровая трансформация позволяет бизнесу решить множество задач. Ее основные преимущества заключаются в повышении эффективности работы организации, усовершенствовании взаимодействия с клиентами, оптимизации управления и повышении конкурентоспособности.
Цифровые технологии позволяют ускорить проведение операций, упорядочить нужные действия и устранить ненужные, а также оптимизировать использование ресурсов, благодаря чему снижается себестоимость продуктов, растет производительность и достигается экономия средств.
Информационные технологии помогают повысить уровень сервиса и качество товаров и услуг. Цифровая трансформация создает возможность для разработки принципиально новых сервисов, особенно в условиях омниканальности, когда клиенты хотят получать услуги где угодно. Эти изменения могут быть решающими для поддержания конкурентоспособности.
Автоматизированный сбор и анализ данных помогает упростить контроль за деятельностью предприятия и быстро принимать правильные решения. Также повышении конкурентоспособности способствуют ускорение бизнес-процессов, рост эффективности использования ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и решений.
Для компаний, стремящихся выжить в условиях всеобщей диджитализации, цифровая трансформация необходима. Однако перед приступлением к преобразованиям необходимо убедиться в наличии нескольких условий, главное из которых - это цифровая зрелость компании.
Для определения готовности компании к трансформации, следует оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Ее уровень цифровой зрелости можно измерить, используя четкие критерии оценки, но только соблюдение этих условий гарантирует успех в цифровой трансформации.
Технологический прогресс и рост конкуренции требуют от компаний активнее смотреть в сторону цифровой трансформации. В этом контексте популярно говорят о так называемых прорывных технологиях, которые считаются магическим средством преобразования бизнеса. Однако, для начала необходимо разобраться, что за технологии используются в рамках цифровой трансформации.
Наибольшую популярность сейчас имеют искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Они не просто являются прорывными технологиями, но и меняют мир подобно паровым машинам и электричеству в свое время.
Big Data — это серия подходов для хранения и обработки огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Такие технологии подходят для всех сфер бизнеса. Микросервисы, являющиеся особым подходом к архитектуре приложений, обеспечивают простоту внесения изменений, масштабирования систем, легкость замены устаревших приложений и создают все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также стремительно развиваются. Уже сейчас компьютерные программы и сервисы умеют выполнять многие функции человека, проникая во все сферы экономики. Облачные технологии дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений, такие как экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность.
Цифровые двойники представляют собой виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений, которые могут предсказывать будущее состояние оригинала, основываясь на текущих данных и используя возможности искусственного интеллекта. Эта технология нашла применение, например, в промышленности.
DevOps не является отдельной технологией, но это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. Она использует набор практик, которые обеспечат быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Но стоит помнить, что лоскутная цифровизация не приближает к успеху. Цифровая трансформация предполагает создание цифровой экосистемы, полностью меняющей бизнес-модель. И не обязательно внедрять все технологии сразу. Важно выбирать то, что оправдано в конкретной ситуации. Вся совокупность технологий при их правильном использовании позволяет создать прочную и перспективную основу для процесса цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
В свете растущих требований к эффективности и транспарентности бизнес-процессов, крупнейшей алмазодобывающей компании России — "Алросе" — были поставлены задачи, связанные с улучшением качества производства, укреплением сотрудничества с клиентами и партнерами, а также с повышением прозрачности и эффективности торговли. В результате компания разработала и внедрила платформу для трейсинга алмазов, основой которой является создание цифровых паспортов на камни, что позволило достичь нескольких целей.
Платформа позволила использовать сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Она стала основой для новых сервисов и приложений, а также обеспечила продвижение собственных стандартов. В результате разработки компания получила конкурентное преимущество, так как были подтверждены истории происхождения камней, а также расширили каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками.
В данном контексте, цифровая трансформация является необходимостью для компаний, которые стремятся развиваться и оставаться на плаву на рынке. Однако, цифровая трансформация не ограничивается наложением IT-сервисов на существующие процессы, это полная смена бизнес-модели. Эта задача требует полной готовности организации к преобразованиям.
Фото: freepik.com