Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Для работы в сферах, где здоровье людей напрямую зависит от выполнения профессиональных обязанностей, как, например, общепит, пищевое производство, торговля, детские учреждения и больницы, необходима медицинская книжка. Получение этого документа, а также его продление, требуют значительных затрат времени и денег. Однако законодательство РФ строго регламентирует обязательность наличия медицинской книжки у работника, и её отсутствие влечет за собой ответственность как для работника, так и для его работодателя. Рассмотрим подробнее, каким образом оформляется и продлевается данный документ, так необходимый для отдельных профессиональных сфер деятельности.

Зачем и кому нужна личная медицинская книжка

Если вы работаете в определенной сфере или занимаетесь определенной профессией, вам, возможно, потребуется личная медицинская книжка. Статьи 69, 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывают работодателей организовывать медицинские осмотры работников не только при поступлении на работу, но и периодически в процессе трудовой деятельности. Результаты этих осмотров заносятся в личную медицинскую книжку (ЛМК).

Кто нуждается в ЛМК?

Работники, занятые на тяжелых или опасных работах, а также ребята до 18 лет обязаны иметь ЛМК. Это также распространяется на работников организаций, связанных с пищевой промышленностью, торговлей и общественным питанием, лечебно-профилактических и детских учреждениях. Некоторые предприятия, выпускающие определенные товары, такие как парфюмерные изделия, косметику, бумагу для гигиены полости рта и табачные изделия, также необходимо оформлять медицинскую книжку сотрудников согласно статье 23 Федерального закона № 29 от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

На этом список профессий, где нужна ЛМК, не заканчивается. Письмо Минздрава РФ от 7 августа 2000 года №1100/2196-0-117 содержит перечень профессий и должностей сотрудников, которые обязаны оформлять медицинские книжки для работы в организациях, занимающихся следующими видами деятельности:

  • Транспортировка, переработка, хранение и реализация продуктов питания и питьевой воды;
  • Обучение детей в образовательных и оздоровительных учреждениях;
  • Коммунальное и бытовое обслуживание населения, включая санитарно-гигиенические услуги, сферу туризма, гостеприимства и досуга, транспортные и спортивно-оздоровительные услуги, торговлю комиссионными, промышленными и парфюмерно-косметическими товарами, ассенизаторские услуги и обслуживание канализационных сетей;
  • Обслуживание населения в учреждениях здравоохранения;
  • Строительство и ремонт с использованием иностранной рабочей силы в организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • Государственная служба и работа в бюджетных организациях системы здравоохранения, социальной защиты, народного образования, включая центры дезинфекции и их подразделения.

Поскольку в законодательстве РФ содержится не менее 25 законов и кодексов, где обязательно указывается прохождение медицинского осмотра и получение ЛМК для представителей разных профессий и должностей, личная медицинская книжка может быть необходимой в различных работах и сферах.

Ответственность за отсутствие медкнижки

Если работодатель игнорирует требования санитарного законодательства о медицинском освидетельствовании и отсутствии у работников личной медицинской книжки, то он может столкнуться с дисциплинарной, административной или уголовной ответственностью, согласно статье 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Роспотребнадзор может выявить нарушение законодательства в отношении медицинских книжек при проверке и привлечь нарушителей к административной ответственности в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ:

  • граждане могут получить предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей;
  • должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 1000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности на 90 дней;
  • юридические лица могут их оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 рублей или приостановить их деятельность на 90 дней.

Если работодатель нарушил санитарно-эпидемиологические правила, и это привело к массовому заболеванию или отравлению людей, и если у виновника нет медицинской книжки, то могут применяться меры уголовной ответственности, предусмотренные статьей 236 УК РФ, определенные судом:

  • штраф до 80 000 рублей или наказание в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 6 месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • лишение свободы на срок до 1 года.

В тех же обстоятельствах, если произошла смерть человека, наказание может состоять в таких вариантах:

  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • ограничение свободы на срок до 5 лет.

Следует отметить, что отсутствие медицинской книжки увеличивает ответственность за уголовные преступления при нарушении санитарно-эпидемиологических правил.

Подделка бланков медицинской книжки, а также штампов и печатей о прохождении медосмотра влечет уголовную ответственность по статье 327 УК РФ.

Работодатель, уклоняющийся от организации предварительных или периодических медосмотров и выдачи медицинских книжек, подвергается административному наказанию. В случае обнаружения нарушения он может быть привлечен к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Сумма штрафа может достигать 50 000 рублей, а в случае повторного нарушения – до 170 000 рублей.

Приобретение медицинской книжки возникает перед каждым, кто ищет работу в здравоохранении. Общая информация о медицинской книжке регламентирована приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

Документ представляет собой многостраничный бланк, содержащий личную информацию о владельце, сведения о заболеваниях и профилактических мерах, а также заключение врача о допуске к работе. Последняя страница выделена для правовой информации.

Медицинская книжка может быть приобретена только в организациях, уполномоченных Роспотребнадзором, например, в СЭС или специализированных медицинских центрах. Цена на чистый бланк может варьироваться в разных городах от 150 до 300 рублей.

На второй странице медицинской книжки размещена фотография владельца с голограммой, его подпись и печать организации, выдавшей документ. На третьей странице содержится информация о владельце: фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность. За этим следуют сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, обследованиях, а также о предупреждении при нарушении санитарных норм.

Медицинская книжка является документом строгой отчетности и не продается на свободном рынке. Поэтому, перед ее оформлением важно определиться с местом покупки.

Стадии оформления личной медицинской книжки

Процедура оформления медицинской книжки включает в себя ряд этапов, которые определены в соответствии с российским законодательством, но прежде всего необходимо обратиться в медицинское учреждение, имеющее разрешение (лицензию) Роспотребнадзора на выдачу подобных документов. В этой связи, стоит рассмотреть порядок этапов оформления и прохождения медицинских осмотров по законодательным документам.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" и приказ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" от 27 апреля 2005 года № 20 "О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку".

Следуя законодательству, необходимо выполнить следующие этапы оформления медицинской книжки:

  1. Представление заявления в Федеральный центр гигиены и эпидемиологии.
  2. Заключение договора с физическим или юридическим лицом на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  3. Регистрация и выдача ЛМК.
  4. Проведение медицинского обследования.
  5. Получение заключения о допуске к работе (для должностей с вредными условиями).
  6. Прохождение гигиенического обучения.
  7. Прохождение гигиенической аттестации.
  8. Внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.
  9. Выдача личной медицинской книжки.

Если работник направлен работодателем, то этапы начинаются с пункта четыре. Для того, чтобы пройти медицинский осмотр и получить медицинскую книжку, необходимо иметь при себе заявление, паспорт, одну фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.

Стоимость гигиенического обучения включает в себя не только процедуру подготовки, но и бланк чистой медицинской книжки, что составляет от 700 до 1500 рублей. Проверку подлинности медицинской книжки, выданной в Москве, можно произвести в Реестре г. Москвы в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/.

Перечень обследований для получения медкнижки для работников в разных сферах может немного отличаться. Обязательными для прохождения являются следующие специалисты: терапевт, отоларинголог, дерматовенеролог, стоматолог, а также гинеколог для женщин. При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.

Основные инструментальные и лабораторные исследования включают:

  • флюорографию
  • клинический анализ крови
  • анализ на реакцию Вассермана
  • анализ на трихомониаз и гонорею
  • анализ на энтеробиоз и яйца глистов
  • анализ на брюшной тиф и стафилококк

Женщинам старше 40 лет также рекомендуется пройти маммографию.

Однако, стоит обращать внимание на то, что некоторые анализы действительны всего две недели. Поэтому желательно не затягивать прохождение обследования. Кроме того, для работников медицинской и пищевой промышленности список анализов может быть расширен.

Сроки оформления медицинской книжки могут сильно отличаться в зависимости от выбранного пути. Если вы решили получить книжку в районной поликлинике, то сначала вам нужно будет пройти к терапевту, получить направления на прохождение анализов и записаться на прием к другим специалистам. После этого вам снова нужно будет посетить терапевта и предоставить ему все результаты для заполнения медицинской книжки. Все это может занять от одной до нескольких недель. Если же вы еще и решили пройти гигиеническое обучение и аттестацию, то процедура оформления санитарной книжки может затянуться до трех-четырех недель.

Однако, есть специализированные аккредитованные медицинские центры, где вы можете оформить медкнижку за 3-5 дней, пройдя полный медосмотр и гигиеническую аттестацию. Такой способ оформления книжки гораздо быстрее, чем в районной поликлинике.

Продление медицинской книжки: нюансы и продолжительность действия

Срок действия медицинской книжки, в отличие от трудовой книжки, не ограничен. Однако, для поддержания ее актуальности, необходимо систематически проходить периодические медицинские осмотры. Закон № 52-ФЗ, статьи 11 и 34, обязывает работодателей предоставлять условия и оплатить необходимые услуги для своевременного прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения работников, а также обеспечивать соблюдение санитарных правил в организации.

Медицинская книжка (ЛМК), как и трудовая книжка, хранится в отделе кадров компании и выдается на руки работнику под расписку для прохождения медицинских осмотров и гигиенической подготовки. Однако, для работников торговли с выездной деятельностью, медицинская книжка должна находиться у работника на протяжении рабочего дня.

При изменении места работы и / или вида деятельности, работник отдела кадров должен внести соответствующие изменения в раздел II медицинской книжки и заверить их печатью компании.

Процедура продления медицинской книжки более проста, чем ее получение. В отличие от приобретения новой, необходимости в поисках чистой медицинской книжки не возникает.

Для продления медицинской книжки следует повторно пройти медицинские осмотры и консультации тех специалистов и те исследования, результаты которых устарели в соответствии с нормативными документами. Для большинства категорий работников, продление книжки осуществляется ежегодно. Аттестация и гигиеническое обучение проводятся в соответствии с установленной периодичностью для каждой профессии.

Стоимость прохождения медосмотра может различаться в зависимости от медицинского учреждения, где будет предоставлена данная услуга. В некоторых районных поликлиниках осмотр проводится бесплатно, однако, для полного прохождения медосмотра и сдачи анализов может потребоваться пара-тройка недель. Также, для оформления медицинской книжки и гигиенического обучения нужно будет заплатить около 1000 рублей.

Частные медицинские центры и клиники, которые имеют право проводить медосмотры для выдачи листков нетрудоспособности, стремятся помочь своим клиентам экономить время. Для этого они организуют прием не более чем за 5 дней. Стоимость прохождения данной процедуры может колебаться от 1700 до 5000 рублей в зависимости от категории специалистов.

Важно помнить, что готовые медицинские книжки, предлагаемые онлайн, не являются легальными документами. Покупка готовых медкнижек грозит уголовной ответственностью за подделку документов и как продавцам, так и покупателям. В законе также указано, что все затраты на оформление медицинской книжки обязан нести работодатель. Однако, есть компании, которые стремятся помочь своим сотрудникам оформить медкнижку за их счет с условием возмещения затрат. Другие же предоставляют своим работникам ежегодные бесплатные медосмотры и диспансеризацию через договор с медицинскими центрами.

Процесс оформления медицинской книжки очень важен, и требует ответственного отношения. Отсутствие данного документа может привести к отказу в приеме на работу и денежным штрафам. Однако, оформление медкнижки происходит достаточно быстро в государственных поликлиниках и частных медицинских центрах.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *