Как зарабатывать сотни тысяч сразу после вуза. Интервью с ректором МГТУ им. Баумана Михаилом Гординым
Ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин: Двести тысяч после диплома — это реально — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин: Двести тысяч после диплома — это реально — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Что должно быть написано в дипломах инженеров? Как зарабатывать сотни тысяч сразу после вуза? Нужен ли в техническом университете бакалавриат? На вопросы «Российской газеты» отвечает ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин.
Михаил Гордин: Нам нужны специалисты, которые начнут работать сразу после окончания вуза. / Александр Корольков/РГ
Михаил Валерьевич, в разгаре приемная кампания. Вы сколько человек возьмете в Бауманку на первый курс в этом году? И какие баллы у абитуриентов?
Михаил Гордин: Мы принимаем около 4 тысяч человек ежегодно на первый курс. Средний проходной балл в прошлом году был в районе 260. На топовые направления — 280+. Но есть специальности, где проходной и 295, и 300.
Вы бакалавриат еще не сокращали? Инженер с дипломом бакалавра экономике страны пригодится?
Михаил Гордин: В МГТУ за 4 года готовят на разных направлениях подготовки. Инженерных, в том числе. Правда, немного странно звучит «бакалавр в инженерии», но есть и такое. В будущем наверняка станет больше специалитета и, возможно, сократится бакалавриат. Но и бакалавриат, и магистратура точно останутся. Но когда мы учим инженера-разработчика, четырех лет для подготовки маловато.
Болонская система многое «ставила» на академическую мобильность студентов. А как теперь?
Михаил Гордин: Мы точно хотим оставить бакалавриат для иностранных студентов. Для них это понятная система. Они получают качественное образование и уезжают домой работать с дипломом, который понятен тамошним работодателям. Магистры тоже охотно едут на наши магистерские программы из-за рубежа. Но мы не хотим ставить академическую мобильность выше требований национальной экономики. Нам нужен специалист, который начнет работать сразу. Поэтому, возможно, появится больше 5-6-летних программ, чтобы на выходе из вуза получался готовый работник.
У медиков нет бакалавров, у педагогов тоже нет. Это все специалисты. В инженерии по большому счету тоже должно быть преимущество специалистов.
Но все же — кого из инженеров можно подготовить за 4 года?
Михаил Гордин: Это редкость. Возможно, инженера эксплуатации, возможно, инженера по одному из направлений в информационных технологиях. Но в целом повторю, чтобы получить фундаментальное инженерное образование, четырех лет мало.
К осени будут представлены меры по созданию национальной системы высшего образования. В минобрнауки пообещали рассмотреть все предложения. У вас они есть?
Михаил Гордин: Их несколько. Первое. Мы, конечно, хотели бы, чтобы в университетский диплом вернулась квалификация «инженер» вместо безликого «специалист». Сейчас в дипломе пишут так: квалификация «специалист» или «бакалавр», специальность «Информационные системы», например. Нам бы хотелось видеть сразу четкую квалификацию — «инженер-механик», «инженер-системотехник», «инженер-электронщик» и т.д. Хотим, чтобы люди, которые стали инженерами, гордились этим.
Второе. Еще мы размышляем над вариантом, когда, поступив на специалитет, студент мог бы через 4 года закончить обучение бакалавром, если вдруг решит, что так ему лучше. И наоборот — с бакалавриата перейти на программу специалитета. Это сложно: придется менять закон об образовании. Сейчас, по идее, поступив на бакалавра, можно потом передумать и перейти «в специалисты» — на другую программу, другую кафедру. Но студент теряет в таком случае отсрочку от армии. Потому что по закону о воинской службе смена программы обучения — это уже новое образование, второе.
Третье. Возможность после специалитета заканчивать магистратуру. Например, отучившись 6 лет на инженера-конструктора, решает закончить магистратуру — по смежной специальности. Сегодня многое завязано на технологиях, на новых способах производства, металлообработки, сборки… И у конструкторов часто не хватает знаний, в том числе технологических. Поэтому иногда имеет смысл инженеру-конструктору пойти в магистратуру, чтобы узнать больше о новых аддитивных технологиях.
Бауманка вошла в тридцатку вузов, где откроются передовые инженерные школы для магистров. Кого будете готовить?
Михаил Гордин: Системных инженеров для ракетно-космической отрасли. Профессионалов, которые могут связать вместе механику, электрику, системную автоматизацию. Такой широкий подход мы не всегда можем дать даже за 6 лет. Но чтобы стать генеральным конструктором, нужно это уметь и знать. Мы здесь работаем вместе с «Роскосмосом».Чтобы получить фундаментальное инженерное образование, четырех лет подготовки в университете недостаточно
Получается, это целевая история? В Бауманке всегда было много целевиков — промышленность, оборонка. А сейчас?
Михаил Гордин: По специальностям, которые связаны с оборонно-промышленным комплексом, с вооружением, военной техникой целевики занимают практически все места — это наша особенность. Но есть один момент. Когда мы говорим о целевом наборе в вуз, и абитуриенты, и работодатели часто в первую очередь думают о своих гарантиях. Студенту гарантировано рабочее место после диплома, а предприятию — качественно подготовленный сотрудник. Хочется здесь немного перенести фокус на раннюю профориентацию. Важнее в целевом приеме, на мой взгляд, тема раннего вовлечения абитуриента, а потом и студента в деятельность того предприятия, на котором он будет работать. Это и есть ранняя профориентация.
Робот в классе: кто и как будет преподавать школьникам робототехнику
Правда, что диплом Бауманки сразу дает выпускнику-айтишнику зарплату в 200 тысяч рублей? На какие специальности поступать?
Михаил Гордин: По сути, любая специальность в нашем вузе после 6 лет обучения дает возможность зарабатывать 200 тысяч. Но для этого нужно начать работать не после диплома, а гораздо раньше. И, кстати, 200 тысяч — это средний уровень. Есть и те, кто зарабатывает по полмиллиона, а есть те, кто по 100 тысяч.
Вообще, сегодня все, что связано с цифрой», — в топе. У вас на всех направлениях подготовки учат цифре?
Михаил Гордин: В целом цифра, «айти» пронизывает практически все специальности. Программная инженерия, информационные технологии, прикладная математика, автоматизированные системы обработки, вычислительные системы… Сколько айтишников готовит Бауманка? Да у нас все айтишники. Без этого сейчас инженеру работать невозможно. Информационные технологии — тот инструмент, без которого современному инженеру никак.
Мария Агранович
Последние новости
Делегация Донского государственного технического университета посетила Китай
Российские ученые работают над новыми синбиотическими препаратами для улучшения здоровья рыбы.
Прививка от гриппа: защита от сезонных заболеваний
Как вакцинация может защитить вас и ваших близких от гриппа
Конференция профсоюза в Песчанокопском районе: итоги и выборы
Подведены итоги пятилетней работы профсоюзной организации и избраны новые руководители.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований